Путину нужно победить себя

Итоги прошедших декабрьских выборов и последующие за ними события показали, что успех президентской кампании Владимира Путина не очевиден. По крайне мере, победа в первом туре президентской гонки может не стать легкой прогулкой для основного кандидата на высшую синекуру в стране. Более того, март-2012 для действующей власти из тщательно спланированного и контролируемого действа может превратиться в трудный экзамен на прочность и предопределит логику дальнейшего развития всей политической системы России.

Объективные предпосылки к этому есть: доминирующая в политическом пространстве партия, руководство которой еще летом видело себя безусловным победителем с активом в 55-60% голосов избирателей, в итоге ограничилась «пирровой победой» с 49,3%. Конечно, «Единая Россия» сохранила большинство мест в отечественном парламенте, но вот убедительность этого большинства теперь вызывает определенные сомнения. Единороссы, по сравнению с выборами 2007 года, потеряли в Госдуме 77 кресел, в то время как их оппоненты синхронно прибавили в весе.

Но главное даже не в изменении депутатского актива главного партийного игрока. Не в упражнениях в рефрейминге лидеров партии власти – попытках правильной интерпретации во многом неожиданных результатов парламентских выборов. По мнению большинства представителей экспертного сообщества, причины фиаско правящей партии на выборах в Госдуму РФ носят не оперативно-тактический, а стратегический характер. Основной месседж, адресованный широкой аудитории российских избирателей, не был актуален для текущего момента, не попадал в ожидания населения. Выборная повестка партии во многом была бессодержательна. Это напоминало разговор глухого с немым. Народ требовал реальных сигналов по обновлению всей государственной системы: на уровне идей, институтов, процедур, персоналий. Вместо этого ему по инерции дали остывшие и уже малость поднадоевшие щи… Оппозиционные партии в финальной части избирательной кампании объединились в едином порыве, критикуя «Единую Россию». Социологические опросы последних двух недель синхронно фиксировали рост респондентов, которые отказывались отвечать на вопрос о своих политических предпочтениях. Большинство же «затруднистов» были, как показала практика, протестным электоратом, для которого основным мотивом голосования стало голосование за кого угодно, только не за партию власти. Более того – это было голосование не столько против партии власти, сколько против самой власти: региональной и федеральной…

Результат был неожиданным для всех. По сути, в стране за одну ночь изменилась политическая реальность. В политической науке существует термин «перевернутые выборы». Выборы 4 декабря 2011 года в России можно с полным основанием считать «перевернутыми». Однако не полностью, а наполовину, поскольку результат пока не настолько масштабен и катастрофичен для действующей политической элиты. Главный вопрос, вытекающий из сложившейся ситуации – есть ли прямая экстраполяция результатов «Единой России» на парламентских выборах 4 декабря на рейтинг кандидата № 1 от партии власти на выборах Президента России 4 марта 2012 года? Ответ не очевиден, однако последние шаги российского премьер-министра с попытками дистанцироваться от своего детища вполне символичны и наводят на мысль о нейтрализации имиджевых и электоральных рисков в этом направлении. По всей видимости, это и есть пока главная проблема и одновременно интрига предстоящей избирательной кампании.

Списать неудачу партии власти на ряд системных сбоев в какой-то обособленной группе регионов практически невозможно. Если раньше традиционно оппозиционно настроенной считалась Сибирь и некоторые регионы Дальнего Востока, то сегодня границы политически «нелояльных» субъектов РФ заметно стерты. К партии власти одинаково пессимистично относятся совершенно разные регионы. Иначе как объяснить тот факт, что, например, «Единая Россия» в Костромской области на выборах в Законодательное собрание в октябре 2010 года набрала свыше 50%, меньше чем за год потеряла почти 20%? Или потери партии власти на Дальнем Востоке? Позиции единороссов пошатнулись даже в нескольких республиках Северного Кавказа, т.е. там, где альтернативы у «Единой России», по сути, практически не было.

По мнению ряда политологов, процент проголосовавших за «Единую Россию» фактически следует равнять к проценту лояльно настроенных к тандему россиян. За некоторым исключением, разумеется – жители некоторых областей «Единую Россию» идентифицировали, в первую очередь, с губернатором и его командой. Но количество таких регионов невелико: главными ньюсмейкерами и фронтменами избирательной кампании единороссов были члены правящего тандема. Владимир Путин в мае объявил о создании Общероссийского народного фронта, задав тон летней части кампании «Единой России». Первым же номером партии стал Президент Д. Медведев, который осенью на партийной конференции предложил выдвинуть Путина кандидатом на президентских выборах в 2012 году. Фактор персоналий первых лиц страны играл существенную роль в агитационных материалах партии власти, которые централизованно транслировались/распространялись на всей территории страны. А значит, именно тандем в большей степени ассоциировался у избирателя как с имиджевым позиционированием партии власти в период кампании, так с финальными результатами «Единой России». И как бы ни пытались взять на себя в публичном поле ответственность за неблаговидные итоги выборов другие фигуранты избирательной кампании – губернаторы отдельных регионов, видные партийные функционеры и др. – факт, как говорится, налицо. А факт отрицательной динамики рейтинга доверия и электоральной поддержки граждан к личностям тандема подтверждали как официальные данные, вроде социологических исследований ВЦИОМ и ФОМ, так и события неофициального толка (например, мероприятие в Олимпийском на соревнованиях по боям без правил). О том, что власть вместе с доверием теряет авторитет и былую хватку, говорят, в том числе, прокатившиеся по всей стране после выборов митинги оппозиции. Понятно, что результаты голосования пересмотрены уже не будут, но и цели у оппозиционеров были другие: продемонстрировать международному сообществу, что в России пресловутая вертикаль власти дает слабину.

Столь ясный сигнал накануне президентских выборов не увидеть просто невозможно. Как невозможно и не сделать правильных выводов, разработать эффективную стратегию кампании и грамотно выстроить работу в ближайшие два с половиной месяца. Путину недостаточно будет просто победить, как победила в декабре «Единая Россия». Второму президенту России на старте его второго срока в Кремле необходимо победить красиво, безоговорочно, с большим запасом прочности. Путину, что называется, важно победить самого себя. Победить именно сейчас, принять важные, ожидаемые решения. Причем доказать легитимность своего присутствия в должности главы государства необходимо уже не столько перед Западом, сколько перед соотечественниками. Технически президента могут выбрать и десять человек из сотни при условии, что оставшиеся девяносто попросту не придут на выборы. Но вероятность такого сценария уже не столь велика: в декабре вдруг вернулось гражданское самосознание россиян, в некоторых регионах явка превысила 60%. А сколько избирателей из этих 60% окажет доверие национальному лидеру – сегодня уже большой вопрос. И рассчитывать на отсутствие альтернативы выбора также не приходится. Уже сейчас известно несколько персоналий, которые публично заявили о своем участии в президентском выборном марафоне. Миронов, Лимонов, Явлинский, Жириновский, Прохоров…

Путину и его предвыборному штабу нужно начинать работу уже сегодня. Выстраивать эффективную модель взаимодействия с регионами. Привычный, инерционный, фоновый режим президентской кампании в данном случае практически неприемлем. Как ни странно, но «выборы президента Путина» не станут формальным мероприятием. И для оппозиции, и для действующей власти март 2012 года превратится в полноценный проект с результатом пусть и предсказуемым, но одновременно крайне неоднозначным. Минимизировать риски этой самой «неоднозначности» теоретически вполне реально. А вот практически…?

Митинги политической оппозиции, прокатившиеся «от Москвы до самых до окраин», уже дали старт президентской кампании. Внятный ответ В. Путина, отвечающий запросам общества, должен последовать в ближайшее время. Есть уверенность, что на этот раз будут извлечены необходимые уроки из еще совсем недавнего прошлого…

Игорь ДАЧЕНКОВ