Инерционные ожидания

На выборах в гордуму Пензы электорат показал партии власти «фигу в кармане», прокомментировал политконсультант Игорь Даченков в интервью «Клубу Регионов».

Неожиданный результат принесли выборы в гордуму Пензы: по предварительным подсчетам, из 35 мандатов 17 – у оппозиции. Наблюдатели отмечают, что такой результат мог стать следствием того, что глава Пензенской области Иван Белозерцев никак не обозначил свою позицию по кандидатам в гордуму, заняв позицию «над схваткой». По словам гендиректора агентства массовых коммуникаций «Регион медиа» Игоря Даченкова, результаты выборов – показатель усталости избирателей от партии власти и эффективная работа реготделения КПРФ.

По итогам выборов депутатов пензенской гордумы нового созыва почти половину мандатов могут получить оппозиционные партии. Выборы в гордуму впервые проходили по смешанной системе: на пятилетний срок из 35 депутатов 25 избирались по одномандатным округам, еще 10 – по партийным спискам.

Предварительно в 25 одномандатных округах единороссы смогли взять только 15 мандатов, девять получили представители КПРФ и еще один – за самовыдвиженцем Жиганшой Туктаровым.

При голосовании по спискам «Единая Россия» хоть и набрала наибольший процент среди всех партий (36,94%), но в целом сможет получить не больше трех мандатов. Остальные отойдут оппозиции: КПРФ (29,81%), ЛДПР (11,64%), «Справедливая Россия» (6,54%) и «Партия пенсионеров» (5,24%).

Таким образом, гордума разделится на 18 депутатов от партии власти и 17 от оппозиции. При этом ранее секретарь реготделения «Единой России», председатель областного заксобрания Валерий Лидин заявлял, что партия «рассчитывает победить в 19 округах и пять мандатов получить по списку».

Наблюдатели отмечают, что потеря «запланированных» ЕР депутатских мест могла в числе прочего стать следствием того, что глава Пензенской области Иван Белозерцев никак не обозначил свою позицию по кандидатам в гордуму, заняв позицию «над схваткой».

По словам гендиректора агентства массовых коммуникаций «Регион медиа», политконсультанта Игоря Даченкова, решение Белозерцева «не вмешиваться» имело под собой тонкий политический расчет.

«Социология, качественные фокус-группы по Пензе показывали, что у ЕР есть некоторые проблемные зоны, которые могут вылиться в итоговый рейтинг при голосовании. И дистанцирование губернатора от выборов на муниципальном уровне было оправдано», – считает Даченков.

При этом, по мнению эксперта, у партии власти были инерционные ожидания, что можно провести мобилизацию сторонников, не прикладывая к этому каких-то иных, чем раньше, усилий.

«Во многом ситуация схожа с другими крупными региональными центрами, в частности, с такими мегаполисами, как Москва, где шапкозакидательские настроения относительно своих сторонников на деле оказались фейком и по большому счету никто мобилизацией не занимался. А если занимались и гнали административный электорат, то, возможно, получили эффект «фиги в кармане», когда чиновники и члены их семей приходили на избирательные участки, декларировали, что они голосуют за партию власти и ее представителей, а на самом деле ставили галки за их оппонентов. Потому что есть определенная усталость, определенное раздражение от бренда «Единой России». Вот это, возможно, произошло и на выборах в пензенскую гордуму, – рассуждает Даченков. – Уже понятно, что есть некий сдвиг в общественно-политическом сознании, когда партия власти теряет свою популярность даже в таком регионе, как Пензенская область, где всегда ее рейтинги были на высоте».

12–13 мандатов у коммунистов – это достаточно весомый аргумент, особенно если им удастся склонить на свою сторону прошедшего самовыдвиженца, отмечает политтехнолог.

«Подчеркну, что в области региональное отделение КПРФ, традиционно сильное, довольно эффективно провело свою кампанию и использовало максимально широкий инструментарий для поддержки своих кандидатов на выборах. Партия проводит большую работу по привлечению хороших технологов, выделяя бюджеты под выборы. Плюс у партии в Пензе очень яркие лидеры. В итоге полученный результат голосования позволит им принимать стратегические решения: начиная от бюджетной политики и заканчивая мерами социальной поддержки. И партии власти придется с этим считаться, и они не смогут теперь проводить свою нормотворческую политику. По сути, мы имеем в гордуме качели, где парламент 50/50. Будем смотреть, что дальше», – резюмирует Даченков.