2020 год стал самым серьезным вызовом для губернаторов в XXI веке

Ухо­дя­щий 2020 год стал на­сто­я­щим ис­пы­та­ни­ем на проч­ность и стрес­со­устой­чи­вость для гу­бер­на­тор­ско­го кор­пу­са Рос­сии, отметил в интервью для портала «Региональные комментарии» политолог Игорь Даченков.

По­жа­луй, по со­во­куп­но­сти де­струк­тив­ных фак­то­ров он стал са­мым се­рьез­ным вы­зо­вом в XXI веке для ре­ги­о­наль­ных ру­ко­во­ди­те­лей. Без­услов­но, клю­че­вым фак­то­ром, опре­де­ля­ю­щим со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ский и мен­таль­ный ланд­шафт стра­ны и ре­ги­о­нов с мар­та 2020 года, ста­ла пан­де­мия.

Оче­вид­но, что гу­бер­на­то­рам рос­сий­ских ре­ги­о­нов при­ш­лось взять на себя ос­нов­ное бре­мя ан­ти­кри­зис­но­го ме­недж­мен­та в усло­ви­ях борь­бы с ко­ро­но­ви­рус­ной ин­фек­ци­ей. Пан­де­мия ста­ла во мно­гом ин­ди­ка­то­ром, свое­об­раз­ной лак­му­со­вой бу­маж­кой для управ­лен­че­ских ком­пе­тен­ций ре­ги­о­наль­ных на­чаль­ни­ков. Мно­гие гу­бер­на­то­ры ока­за­лись под­го­тов­лен­ны­ми к это­му и су­ме­ли эф­фек­тив­но вы­стро­ить си­стем­ную ра­бо­ту в сфе­ре ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи и здра­во­охра­не­ния, об­рат­ной свя­зи с жи­те­ля­ми тер­ри­то­рий, ад­рес­ной со­ци­аль­ной под­держ­ки от­дель­ных групп на­се­ле­ния, ком­плекс­ной под­держ­ки ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са. Од­на­ко неко­то­рые во­шли в со­сто­я­ние так на­зы­ва­е­мой управ­лен­че­ской про­стра­ции.

В Ураль­ском фе­де­раль­ном окру­ге наи­бо­лее успеш­ны­ми в ухо­дя­щем году, на мой взгляд, ста­ли гла­вы Че­ля­бин­ской и Тю­мен­ской об­ла­стей. Гу­бер­на­тор Че­ля­бин­ской об­ла­сти Алек­сандр Текслер про­явил себя в ка­че­стве эф­фек­тив­но­го ме­не­дже­ра в пе­ри­од пан­де­мии. Сле­ду­ет от­ме­тить чет­кую ор­га­ни­за­цию си­сте­мы здра­во­охра­не­ния в ре­ги­оне, а та­к­же под­держ­ку пред­при­ни­ма­те­лей, для ко­то­рых ре­ги­о­наль­ная власть раз­ра­бо­та­ла ши­ро­кий па­кет мер под­держ­ки. Алек­сандр Моор — гла­ва Тю­мен­ской об­ла­сти та­к­же про­де­мон­стри­ро­вал вы­со­кую управ­лен­че­скую ком­пе­тент­ность в усло­ви­ях борь­бы с COVID-19. Кро­ме того, несмот­ря на об­щий нега­тив­ный эко­но­ми­че­ский фон, ре­ги­он су­мел про­явить себя в при­вле­че­нии ин­ве­сти­ций, ре­а­ли­за­ции мас­штаб­ных ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов. При­ме­ча­тель­но, что оба гу­бер­на­то­ра, по мне­нию экс­перт­но­го со­об­ще­ства, от­но­сят­ся к так на­зы­ва­е­мой груп­пе гу­бер­на­то­ров но­вой вол­ны. Та­к­же необ­хо­ди­мо от­ме­тить и успе­хи На­та­льи Ко­ма­ро­вой, ко­то­рая су­ме­ла про­длить свои гу­бер­на­тор­ские пол­но­мо­чия в сен­тяб­ре 2020 года, за­ру­чив­шись под­держ­кой ре­ги­о­наль­ных элит и фе­де­раль­но­го цен­тра.

Яв­ным аут­сай­де­ром фе­де­раль­но­го окру­га вы­гля­дит Кур­ган­ская об­ласть. Ко­неч­но, Кур­ган — тра­ди­ци­он­но сла­бый ре­ги­он с огра­ни­чен­ной ре­сурс­ной ба­зой, но за­да­ча ру­ко­во­ди­те­ля субъ­ек­та за­клю­ча­ет­ся в упре­жде­нии ло­каль­ных кри­зи­сов, ней­тра­ли­за­ции нега­ти­ва, в том чис­ле за счет пра­виль­но вы­стро­ен­ной ком­му­ни­ка­ции с про­фес­си­о­наль­ны­ми и со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми. В этом кон­тек­сте от­кры­тое эмо­ци­о­наль­ное об­ра­ще­ние кур­ган­ских ме­ди­ков к пре­зи­ден­ту о ка­та­стро­фи­че­ском по­ло­же­нии в ре­ги­о­наль­ном здра­во­охра­не­нии — один из по­ка­за­те­лей, ко­то­рый по­вли­ял на сни­же­ние рей­тин­гов дей­ству­ю­ще­го гу­бер­на­то­ра Ва­ди­ма Шум­ко­ва.

Из гу­бер­на­тор­ско­го кор­пу­са При­волж­ско­го фе­де­раль­но­го окру­га сле­ду­ет вы­де­лить гу­бер­на­то­ра Са­мар­ской об­ла­сти Дмит­рия Аза­ро­ва, ко­то­рый про­де­мон­стри­ро­вал гра­мот­ную ра­бо­ту с на­се­ле­ни­ем и кон­флик­та­ми. Несо­мнен­но, вы­со­кой оцен­ки за­слу­жи­ва­ет Ру­стам Мин­ни­ха­нов, ко­то­рый про­дол­жа­ет оста­вать­ся, по сути, един­ствен­ным по­ли­ти­ком-тя­же­ло­ве­сом со­вре­мен­ной Рос­сии. Мин­ни­ха­нов с ко­ман­дой раз­ра­бо­тал еди­ную стра­те­гию ра­бо­ты рес­пуб­ли­кан­ской вла­сти в усло­ви­ях пан­де­мии, в рам­ках ко­то­рой были ор­га­нич­но ско­ор­ди­ни­ро­ва­ны все бло­ки: ме­ди­цин­ский, эко­но­ми­че­ский, со­ци­аль­ный и дру­гие. При этом была вы­стро­е­на си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствия с фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми вла­сти, ко­то­рая поз­во­ля­ла по­лу­чать по­мощь и под­держ­ку по ли­нии фе­де­раль­ных ми­ни­стерств и ве­домств.

Осо­бый кейс — от Ра­дия Ха­би­ро­ва, гла­вы Баш­ки­рии. Лич­ное вме­ша­тель­ство и опе­ра­тив­ное ре­а­ги­ро­ва­ние гла­вы рес­пуб­ли­ки с се­рьез­ным фе­де­раль­ным управ­лен­че­ским бэк­гра­ун­дом поз­во­ли­ло в крат­чай­шие сро­ки ку­пи­ро­вать/​ней­тра­ли­зо­вать эко­ло­ги­че­ский об­ще­ствен­ный про­тест во­круг Ку­штау. В ито­ге про­бле­ма была ре­ше­на, тре­бо­ва­ния на­се­ле­ния удо­вле­тво­ре­ны, спра­вед­ли­вость вос­ста­нов­ле­на. И это яр­кий при­мер того, как долж­на дей­ство­вать ре­ги­о­наль­ная власть в ка­че­стве ан­ти­кри­зис­но­го ме­не­дже­ра. Ду­ма­ет­ся, что кейс Ха­би­ро­ва мо­жет быть од­ним из наи­бо­лее удач­ных и по­учи­тель­ных с точ­ки зре­ния управ­лен­че­ских прак­тик гу­бер­на­то­ров в 2020 году.