Поможет ли реформа регионам?

За­яв­ле­ние Пав­ла Кра­ше­нин­ни­ко­ва о еди­ной си­сте­ме пуб­лич­ной вла­сти сле­ду­ет рас­смат­ри­вать в кон­тек­сте при­ня­тых 1 июля 2020 года по­пра­вок к ос­нов­но­му за­ко­ну стра­ны как про­дол­же­ние ли­нии по цен­тра­ли­за­ции и по­вы­ше­нию эффек­тив­но­сти го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния.

При­чем речь идет не толь­ко о ре­ги­о­наль­ной вла­сти, но и о му­ни­ци­паль­ной, сообщил гендиректор агентства массовых коммуникаций «Регион медиа» Игорь Даченков в интервью для портала «Региональные комментарии».

В этой свя­зи мно­гие спе­ци­алисты по кон­сти­ту­ци­он­но­му пра­ву Рос­сии по­ла­га­ют, что с при­ня­ти­ем про­филь­ных по­пра­вок в Кон­сти­ту­ции про­изо­шел пе­ре­ход от ан­гло­сак­сон­ской (или, как счи­та­ют неко­то­рые экс­пер­ты, сме­шан­ной) мо­де­ли ор­га­ни­за­ции МСУ к кон­ти­нен­таль­ной (или фран­цуз­ской), ко­то­рая преду­смат­ри­ва­ет пря­мую вклю­чен­ность мест­но­го са­мо­управ­ле­ния в го­су­дар­ствен­ную вер­ти­каль.

При­ве­дет ли это к со­кра­ще­нию пол­но­мо­чий ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния? На дан­ный мо­мент эти пол­но­мо­чия, от­кро­вен­но го­во­ря, и так зна­чи­тель­но уре­за­ны дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством. Бо­лее того, в ряде субъ­ек­тов стра­ны ре­ги­о­наль­ная власть до­пол­ни­тель­но за­кру­ти­ла «ма­хо­вик цен­тра­ли­за­ции» прак­ти­че­ски до мак­си­му­ма: ре­ше­ние всех клю­че­вых хо­зяй­ствен­ных во­про­сов (от строй­ки до ри­ту­аль­ных услуг) пе­ре­да­но от мест­ной вла­сти на уро­вень ре­ги­о­на, а в ве­де­нии МСУ де-фа­кто оста­лись толь­ко во­про­сы бла­го­устрой­ства. По­это­му здесь нуж­но со­блю­дать некий ра­зум­ный ба­ланс пол­но­мо­чий, что­бы и вол­ки были сыты, и овцы целы. Ина­че су­ще­ству­ет опас­ность то­таль­но­го по­гло­ще­ния го­су­дар­ствен­ной вер­ти­ка­лью мест­но­го са­мо­управ­ле­ния, что при­ве­дет к де­валь­ва­ции пол­но­мо­чий мест­ных ор­га­нов вла­сти.

Если го­во­рить в це­лом о про­бле­мах му­ни­ци­паль­но­го уров­ня, то сле­ду­ет от­ме­тить несколь­ко клю­че­вых во­про­сов, ре­ше­ние ко­то­рых ска­жет­ся на си­стем­но­сти и эф­фек­тив­но­сти ра­бо­ты му­ни­ци­паль­ной вла­сти. В первую оче­редь это сла­бая фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ская ос­но­ва де­я­тель­но­сти МСУ, сла­бая база для ис­пол­не­ния функ­ци­о­наль­ных обя­зан­но­стей. Как след­ствие, по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство му­ни­ци­па­ли­те­тов яв­ля­ют­ся на се­го­дняш­ний мо­мент до­та­ци­он­ны­ми. Это под­ни­ма­ет во­прос об их за­ви­си­мо­сти от бюд­же­тов вы­ше­сто­я­щих уров­ней. При этом си­ту­а­ция в го­род­ских окру­гах с бюд­жет­ной обес­пе­чен­но­стью луч­ше по срав­не­нию с дру­ги­ми му­ни­ци­паль­ны­ми об­ра­зо­ва­ни­я­ми. Во-вто­рых, это двух­уров­не­вая си­сте­ма МСУ (го­род­ской округ/​рай­он и го­род­ское/​сель­ское по­се­ле­ние), ко­то­рая, по мне­нию мно­гих спе­ци­а­ли­стов, сни­жа­ет эф­фек­тив­ность ра­бо­ты, при­во­дит к кон­флик­там и бюд­жет­ным кол­ли­зи­ям. Оп­ти­ми­за­ция мо­де­лей му­ни­ци­паль­но­го управ­ле­ния в ча­сти от­ка­за от по­се­лен­че­ско­го зве­на – одно из воз­мож­ных ре­ше­ний во­про­са по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти ра­бо­ты мест­ной вла­сти. На­ко­нец, ост­ро сто­ит про­бле­ма с кад­ра­ми и их ква­ли­фи­ка­ци­ей, а та­к­же на­блю­да­ет­ся несо­вер­шен­ство пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния в ра­бо­те МСУ.

Та­ким об­ра­зом, если из­ме­не­ния при со­зда­нии еди­ной си­сте­мы пуб­лич­ной вла­сти в Рос­сии, ко­то­рые де­кла­ри­ру­ют­ся го­су­дар­ством в лице от­дель­ных спи­ке­ров, ста­нут ре­аль­ны­ми, дей­ствен­ны­ми, то это объ­ек­тив­но со­здаст усло­вия для со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го ро­ста ре­ги­о­нов и му­ни­ци­па­ли­те­тов, со­вер­шен­ство­ва­ния управ­лен­че­ских ком­пе­тен­ций мест­ных элит, сни­же­ния их кон­фликт­но­сти, чет­ко­го раз­гра­ни­че­ния пол­но­мо­чий ре­ги­о­наль­ных и мест­ных вла­стей – по­яв­ле­ния еди­ных стан­дар­тов, про­це­дур, то есть про­зрач­ных «пра­вил игры». В ко­неч­ном ито­ге это ска­жет­ся на по­вы­ше­нии ка­че­ства жиз­ни лю­дей, их вклю­чен­но­сти в про­цесс ре­ше­ния мест­ных про­блем, их са­мо­ре­а­ли­за­ции и са­мо­ор­га­ни­за­ции. В про­тив­ном слу­чае за­яв­лен­ная бла­гая и ак­ту­аль­ная ре­фор­ма в про­дол­же­ние кон­сти­ту­ци­он­ных из­ме­не­ний ста­нет оче­ред­ной де­кла­ра­ци­ей на бу­ма­ге.