Про­це­ду­ра об­ще­ствен­ной дис­кус­сии

Народная программа «Единой России» – это обратная связь и мобилизация сторонников, отметил в интервью для портала «Региональные комментарии» Игорь Да­чен­ков, ге­не­раль­ный ди­рек­тор ООО «Агент­ство мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций «Ре­ги­он Ме­диа».

Про­грамм­ное по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ние – один из ас­пек­тов стра­те­ги­че­ско­го ими­джа как пар­тии, так и ее кан­ди­да­тов. Как по­ка­зы­ва­ют со­цио­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния, вни­ма­ние к про­грам­ме со­вре­мен­ных рос­сий­ских пар­тий у сред­не­ста­ти­сти­че­ско­го из­би­ра­те­ля на­хо­дит­ся да­ле­ко не на пер­вом ме­сте. Это обу­слов­ле­но, с од­ной сто­ро­ны, об­щим сни­же­ни­ем ин­те­ре­са (уста­ло­стью) к са­мо­му ин­сти­ту­ту по­ли­ти­че­ских пар­тий на со­вре­мен­ном эта­пе, с дру­гой – спе­ци­фи­кой оте­че­ствен­ной по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры, где пар­тии вос­при­ни­ма­ют­ся опо­сре­до­ван­но че­рез имидж их ли­де­ров, стиль, эмо­ци­о­наль­ный об­раз кан­ди­да­тов. По­это­му про­грам­ма как кон­цеп­ту­аль­ный и ра­ци­о­наль­ный про­дукт в мень­шей сте­пе­ни вли­я­ет на элек­то­раль­ные уста­нов­ки мас­со­во­го рос­сий­ско­го из­би­ра­те­ля и опре­де­ля­ет мо­ти­ва­цию го­ло­со­ва­ния.

Ис­то­ри­че­ски сло­жи­лось так, что не пар­тии, а во мно­гом пер­со­на­лии (по­ли­ти­ки, ли­де­ры об­ще­ствен­но­го мне­ния) и груп­пы ин­те­ре­сов (кли­ен­те­лы) яв­ля­ют­ся ос­нов­ны­ми субъ­ек­та­ми рос­сий­ско­го по­ли­ти­че­ско­го элек­то­раль­но­го про­цес­са. В этой свя­зи я не стал бы пе­ре­оце­ни­вать воз­мож­ную ак­тив­ность уча­стия из­би­ра­те­лей в пуб­лич­ном об­суж­де­нии пар­тий­ной про­грам­мы «Еди­ной Рос­сии».

Тем не ме­нее анон­си­ро­ван­ное во­вле­че­ние жи­те­лей ре­ги­о­нов в ши­ро­кую об­ще­ствен­ную дис­кус­сию по со­дер­жа­нию пар­тий­ной про­грам­мы «Еди­ной Рос­сии» на несколь­ких пло­щад­ках од­но­вре­мен­но – это гра­мот­ная пред­вы­бор­ная тех­но­ло­гия, ко­то­рая име­ет несколь­ко по­зи­тив­ных мо­мен­тов.

По­лу­че­ние об­рат­ной свя­зи от на­се­ле­ния ре­ги­о­нов и учет мне­ния по про­грам­ме – это эф­фек­тив­ный ин­стру­мент по ин­фор­ми­ро­ва­нию из­би­ра­те­лей о со­ци­аль­ных ини­ци­а­ти­вах пар­тии и вла­сти в це­лом.

Об­суж­де­ние про­грам­мы – это при­вле­ка­тель­ный про­лон­ги­ро­ван­ный ин­фор­ма­ци­он­ный по­вод на про­тя­же­нии всей из­би­ра­тель­ной кам­па­нии, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся в ме­дий­ной по­вест­ке.

Об­суж­де­ние про­грам­мы и ор­га­ни­зо­ван­ная про­це­ду­ра об­ще­ствен­ной дис­кус­сии – дей­ствен­ная тех­но­ло­гия мо­би­ли­за­ции сво­их сто­рон­ни­ков.

В со­зна­нии из­би­ра­те­лей про­грам­ма пар­тии вла­сти в лю­бом слу­чае вос­при­ни­ма­ет­ся как на­бор праг­ма­тич­ных идей, под­креп­лен­ных ад­ми­ни­стра­тив­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, ко­то­рые мо­гут быть ре­а­ли­зо­ва­ны на прак­ти­ке. И это су­ще­ствен­ное от­ли­чие пар­тии вла­сти от дру­гих пар­тий­ных оп­по­нен­тов, по­сколь­ку по­след­ние мо­гут сколь угод­но де­мон­стри­ро­вать про­грамм­ную ли­нию и свои ини­ци­а­ти­вы, но есть по­ни­ма­ние, что они, ско­рее все­го, оста­нут­ся вы­бор­ны­ми обе­ща­ни­я­ми. Ва­жен уро­вень ак­ту­а­ли­за­ции: если про­грам­ма не бу­дет аб­стракт­ной и скуч­ной, а бу­дет от­ра­жать и учи­ты­вать на­сущ­ные ин­те­ре­сы и про­бле­мы лю­дей на их тер­ри­то­рии, по­ка­жет крат­ко­сроч­ные ал­го­рит­мы ре­ше­ния, со­здаст «по­зи­тив­ный об­раз бли­жай­ше­го бу­ду­ще­го», то это мо­жет им­по­ни­ро­вать из­би­ра­те­лю.

На мой взгляд, наи­бо­лее успеш­ны­ми в плане ре­а­ли­за­ции об­ще­ствен­но­го об­суж­де­ния пар­тий­ной про­грам­мы ЕР мо­гут быть ре­ги­о­ны, где у пар­тии вы­со­кий рей­тинг элек­то­раль­ной под­держ­ки, а во гла­ве ре­ги­о­на сто­ит по­пу­ляр­ный у на­се­ле­ния гу­бер­на­тор (в том чис­ле член пар­тии).