России необходимо проводить курс на максимальное сближение с Южной Осетией и Абхазией

22 февраля 2008 г.


Игорь Даченков, политолог, вице-президент Общероссийского общественного фонда «Фонд перспективного планирования»:

Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье намерены обратиться к России, СНГ и ООН с просьбой признать их независимость. Я считаю, что это палка о двух концах. Конечно, довольно велико желание российского политического руководства в лице отдельных персоналий протянуть руку им навстречу. Я думаю, что это некий предмет политической дискуссии с Западом. ООН, на мой взгляд, займет пока не совсем ясную позицию с учетом того, что членами ООН являются как страны, которые поддержали независимость Косова, так и ведущие мировые игроки, которые высказываются против.

Позиция СНГ в большей степени будет зависеть от риторики выступления России по этому вопросу. Моя же личная оценка сводится к тому, что сейчас необходимо проводить курс на максимальное сближение с Южной Осетией и Абхазией вплоть до размещения там наших военных баз, дабы, с одной стороны, продемонстрировать готовность к политическому альянсу с этими непризнанными республиками. С другой стороны, это будет в какой-то степени упреждающий шаг по отношению к возможному вступлению Грузии в НАТО. Хотя вчерашний визит лидера Грузии Саакашвили в Москву и его встреча с Путиным показали, что лидеры двух стран вроде бы договорились о том, что процесс вступления Грузии в НАТО будет приостановлен и Саакашвили будет проводить политические консультации с руководством России. Но я считаю, что нельзя идти на поводу у такого политика, как Саакашвили. Мы не раз были свидетелями резкого изменения его позиций.

На мой взгляд, военно-политическое влияние на два этих анклава со стороны России было бы абсолютно правильным. В дальнейшем я бы мониторил ситуацию по Косову и в зависимости от этой ситуации принимал бы какое-то решение о поддержке с российской стороны политической независимости Абхазии и Южной Осетии.

То, что мы сейчас наблюдаем в Белграде, на границе между Сербией и Косовским краем наводит на мысли, что одним из возможных сценариев дальнейшего развития ситуации может быть сценарий силовой. Я бы не стал говорить о том, что правительство Сербии и ее новый президент будут разворачивать какую-то военную операцию на государственном уровне. Скорее всего правительство Тадича этого не допустит. Однако возможны какие-то общественные инициативы, например, стихийный гражданский процесс – организация массовых беспорядков, подключение к этому ура-патриотических общественных организаций и т.д. Поэтому я не исключаю силовой сценарий, который приведет к массовым беспорядкам и потребует уже военно-политического вмешательства по государственной линии, возможно, с привлечением международных сил.