ВЫБОРЫ В СЕНТЯБРЕ 2013: ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

«Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает».
В.О. Ключевский.

Единым днем голосования в 2013 году станет, согласно новому закону, 8 сентября. В этот день, по предварительной информации ЦИК РФ, граждане страны изберут 8 руководителей субъектов РФ, 16 парламентов субъектов РФ, 10 глав и 12 представительных органов муниципальных образований – столиц субъектов страны. Таким образом, нас ожидает примерно полсотни серьезных выборных кампаний в предстоящем электоральном сезоне.
Предвыборная гонка находится на стартовой отметке, и многие ключевые ее участники еще даже окончательно не определились с выбором кандидатов и степенью активности в каждой из стартующих кампаний. Но она все же началась. Неофициальный старт был дан публикацией в газете «Известия» 4 февраля о том, что губернаторам регионов, в которых будут проходить выборы, Кремлем установлена «планка» в 60% голосов избирателей «за» ЕР. Официально же, старт объявлен все тем же Кремлем 19 февраля, когда в «Ведомостях» вышел материал являющийся, по содержанию, «утечкой» информации АП о том, что с середины марта Вячеслав Володин будет проводить еженедельные встречи с активом политических партий страны. По сути, речь идет о старой политической технологии, которую часто использует партия власти, пытающаяся в самом начале избирательной кампании «оседлать» тему «чистых и прозрачных выборов».
Пока избирательные штабы еще только формируются, а стратегии избирательных кампаний находятся скорее в стадии обдумывания, нежели написания, однозначно можно утверждать только одно – изменения в законодательстве подготовили «почву» для интересных и во многом непривычных избирателю, да и самим участникам, кампаний. Мы лишь обозначим несколько ключевых вопросов-трендов, ответы на которые предстоит искать как политическим менеджерам во властных структурах и политических партиях, так и представителям экспертного сообщества и технологам-консультантам.
Момент первый. Новый способ формирования участковых избирательных комиссий. Согласно изменениям в федеральном законе о выборах, участковые комиссии теперь формируются на постоянной основе сроком на 5 лет.
Что это означает для участников предвыборной гонки и кому от этого стало лучше? Ответы на эти вопросы практически очевидны. Во-первых, только две партии в стране, на сегодняшний день, обладают необходимым человеческим ресурсом для укомплектования огромного количества УИК своими членами на постоянной основе. Причем, только одна из них обладает ресурсом достаточным для повсеместного привлечения к работе в комиссии больше одного человека на участок.
Для партий это также означает совершенно новый уровень взаимоотношений с членами комиссий, направленных ими. Достаточно просто было выдерживать доверительные отношения с человеком, привлеченным к работе в комиссии на 1,5 месяца, гораздо труднее не дать забыть члену комиссии, кем он туда направлен на протяжении пяти лет. Да и к решению этих кадровых вопросов подходить теперь придется гораздо серьезнее.
Для всех других участников избирательного процесса это нововведение, скорее всего, означает, что «своих» членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса у них просто не будет. Это, безусловно, должно повлечь более ранние назначения в составы УИК членов комиссий с правом совещательного голоса, что в свою очередь приведет к существенному увеличению этой статьи расходов в бюджетах избирательных кампаний.
Момент второй. Новый (а точнее, давно забытый специалистами) период проведения избирательной кампании. Вся активная фаза кампании приходится теперь на лето – время преимущественного пребывания избирателей на дачных участках и в отпусках. Более того, самая голосующая часть населения в возрасте «55+» вообще предпочитает этот период времени постоянно проживать за городом, вдали, как мы понимаем, от носителей наружной рекламы, сети вещания местных телеканалов, мест проведения привычных pr-акций, своих почтовых ящиков и от методов поквартирной агитации.
Какие задачи это ставит перед специалистами избирательных штабов? Самые, пожалуй, важные. Ведь бездумное использование наработанных годами избирательных технологий в новых условиях принесет в лучшем случае половину ожидаемого эффекта, исчерпав при этом массу ресурсов, а социологические опросы, проведенные по «старой» технологии за пару недель до выборов, дадут, мягко говоря, некорректный прогноз результатов. Какую тактику предпочесть в каждом конкретном случае: потратить существенно большее количество ресурсов на развертывание агитационной работы в пригороде и постараться обеспечить явку дачников на избирательные участки, или сосредоточиться на работе с горожанами, рассчитывая электоральную модель кампании без учета дачников? Или попытаться охватить весь объем с очевидными допустимыми недоработками по обоим направлениям?
Безусловно, что универсального ответа на эти вопросы быть не может. Каждый избирательный штаб, исходя из местной специфики, должен будет ответить на эти вопросы себе и «вышестоящей инстанции». Сегодня, как нам кажется, мы можем лишь «прорисовать» возможные модели\контуры развития избирательной кампании на любой случай, для более оперативного и обдуманного внедрения их в заданной ситуации.
Момент третий. Непосредственно сама дата проведения голосования – 8 сентября 2013 года.
Низкая осведомленность населения о выборах (по обозначенным выше причинам), сомнительная мотивация участия – в частности, нежелание избирателей только для голосования приезжать в воскресенье «пораньше» в город обеспечат предстоящим выборам низкую явку. Полагаем, эту гипотезу вполне обоснованной. В профессиональной среде бытует мнение, с которым нельзя однозначно согласиться – низкая явка будет выгодна только «Единой России». Дело в том, что традиционно партия власти обладает достаточно легко мобилизуемым электоратом (бюджетники, чиновники и члены их семей и др.), что позволяет даже при низкой явке обеспечить высокий процент голосования. То есть даже если никто не придет, ЕР своих «приведет». Однако, мы считаем, что на данных выборах не все будет так однозначно. Дело в том, что именно мобилизуемая часть электората «Единой России» в самом начале сентября наиболее всего загружена своей непосредственной работой – открытие школ на новый учебный год, резкое увеличение количества обращений в администрации всех уровней, поликлиники и больницы, прохождение муниципальными учреждениями всевозможных проверок надзорных органов в связи с началом нового «рабочего» года. В такой атмосфере «свои» избиратели, на которых так рассчитывает ЕР, вполне вероятно окажут партии поддержку в гораздо меньшем объеме, чем от них ожидают. Кроме того, необходимо учитывать «психологический эффект»: в этот период традиционно повышается недовольство «властной бюрократической машиной» со стороны ее же рядовых служащих.
С другой стороны, электорат КПРФ обладает сравнимой по легкости и контролируемости мобилизацией. И низкая явка, при возможном провале административной мобилизации «Единой России», может обеспечить коммунистам невероятно высокий процент голосов. Если, конечно, им удастся «выманить» свой электорат (лица старшей возрастной категории) из пригорода и направить на УИКи.
Таким образом, низкая явка на выборах 8 сентября не будет свидетельствовать о чьем-то однозначном успехе, а будет носить характер «ящика Пандоры», повышая значимость проведения опросов избирателей «на выходе из участка» и корректировки мобилизационной модели по ходу дня голосования.
Момент четвертый. Переход от пропорциональной к смешанной системе формирования представительных органов власти. Известно, что из 16 региональных законодательных собраний выборы депутатов в 14-ти из них (исключая Калмыкию и Чеченскую республику) 8 сентября будут проходить одновременно по одномандатным округам и партийным спискам. Причина возврата от выборной модели тотальной партократии к персонализации выборного процесса понятна: наличие сильных кандидатов-одномандатников (зачастую дистанцированных от известного партийного бренда на этапе выдвижения и агитационной кампании) по замыслу создателей «новой-старой» системы позволяет партии власти вкупе с партийным списком свободно набирать контрольный пакет голосов в любом представительном органе и формировать кворум для поддержки любых решений исполнительной власти. Теперь не надо всеми возможными способами гнаться за процентом поддержки партийного списка: независимые кандидаты, победившие на территории отдельно взятого округа, могут спокойно перейти во фракцию партии-победителя на выборах. По мнению экспертов, апробация этой модели станет своего рода генеральной репетицией для будущих выборов в Государственную Думу РФ.
Момент пятый. Наряду со смешанной системой в ряде регионов все активнее внедряется новелла по созданию так называемых территориальных групп по партийным спискам, наряду с общерегиональным партийным списком. Подобная система лишает конкурентов партии власти «спокойной жизни» в период избирательной кампании и усложняет им, прежде всего, кадровый подбор необходимого количества кандидатов, «распыляет» организационный и технологический ресурс. Более того, снятие нескольких территориальных групп партийного списка может повлечь за собой отмену регистрации всего партийного списка на выборах. В отечественной избирательной практике регионов такие примеры известны.
Момент шестой. Более широкая партийная палитра потенциальных участников выборов в сентябре текущего года по сравнению даже с минувшим октябрем 2012. На данный момент возможность полноценного принятия участия в выборном процессе имеет примерно полсотни политических организаций, а на сайте Министерства юстиции РФ по состоянию на 28 февраля зарегистрировано 188 организационных комитетов по созданию политических партий. Не секрет, что многие созданные политические структуры откровенно представляют собой полититтехнологические проекты. Например, партия «Коммунисты России» уже успешно зарекомендовала себя на прошедших октябрьских кампаниях как спойлер КПРФ, дезориентируя красный электорат. Очевидно, что подобные квази-партийные структуры будут точечно принимать активное участие, прежде всего, на тех территориях, где высок электоральный рейтинг и влияние парламентской или внепарламентской оппозиции.
Отметим, что вопросы, обозначенные нами в статье, являются ключевыми на этапе планирования стратегии и тактики избирательных кампаний в новых политических условиях. Очевидно, что подходы и решения принятые по ним кардинально повлияют на течение всей кампании и, самое главное, на ее результат.

ИГОРЬ ДАЧЕНКОВ
МАКСИМ КУДРЯВЦЕВ