Вопрос отмены прямых выборов глав национальных республик поставлен на «политический» контроль сверху

Заксобрание Северной Осетии приняло в первом чтении законопроект об отмене всенародных выборов главы республики. За документ проголосовали 53 депутата, против – шесть, воздержалось – восемь. В случае его принятия во втором чтении Северная Осетия станет третьим вместе с Дагестаном и Ингушетией субъектом РФ, главу которого выбирает парламент.

Для внесения изменений в Конституцию республики необходимо, чтобы за законопроект проголосовали 46 депутатов. О своем решении поддержать его уже заявили лидеры парламентских фракций «Единой России» и «Справедливой России», голосов которых достаточно для принятия решения об отмене прямых выборов главы Северной Осетии.

«Если нас выбирал народ, мы можем выбрать руководителя региона», – заявил депутат фракции «Единая Россия», инициировавшей законопроект, Зелим Ватаев.

- Действия парламента Северной Осетии вписываются в общий федеральный тренд: отмена института прямых выборов глав исполнительной власти в регионах РФ, сложных с точки зрения электоральной управляемости, – считает Игорь Даченков. – Очевидно, что эта схема, прежде всего, относится к национальным республикам, где, как правило, низкий уровень социально-экономического развития, высокая дотационность бюджета, клановая структура элит и противостояние между ними, высокий уровень коррупции, большая роль конфессионального фактора, оказывающего влияние на особенности региональной политической культуры. В условиях выборного сценария, по мнению федерального центра, проведение прямых выборов может обернуться не политико-правовой процедурой и здоровой политической конкуренцией, а реальной дестабилизацией социально-политической обстановки и потерей контроля над ситуацией в регионе.

Северная Осетия, безусловно, относится к одному из таких регионов, и я полагаю, что принятие закона об отмене прямых выборов главы республики не за горами.

Я абсолютно уверен, что помимо Ингушетии, Дагестана и в ближайшее время Северной Осетии, введение аналогичной модели можно ожидать еще в ряде республик Северного Кавказа, например в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

Учитывая статистику голосовавших депутатов (за – 53, 6- против, 8 – воздержалось) в первом чтении за законопроект, можно отметить высокий уровень «проработанности» вопроса и подготовленности фракций «ЕР» и «СР» в республиканском парламенте Северной Осетии. Это, несомненно, свидетельствует о том, что вопрос поставлен на «политический» контроль сверху.
Региональный комментарий