Национальный рейтинг мэров

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности 88 мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за апрель-май 2017 года. В Национальный рейтинг мэров (апрель-май 2017 года) вошел экспертный комментарий генерального директора Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа» Игоря Даченкова.

- В июле 2017 года истекает пятилетний срок полномочий действующего мэра Омска Вячеслава Двораковского. В рамках общероссийского тренда за прошедший период в городе коренным образом изменилась система выборов градоначальника. Отныне Омск находится в числе 78 региональных столиц, где институт прямых выборов главы отменен. В этом году мэра Омска избирает специальная конкурсная комиссия.

В контексте анализа сложившейся ситуации отметим её плюсы и минусы.

Минус №1. Кризис власти и затягивание процедуры избрания мэра. Процедура избрания мэра конкурсной комиссией должна была состояться в апреле 2017 года. Однако избрание мэра (Двораковского) пришлось отложить из-за отсутствия других кандидатов на эту должность. Как известно, все альтернативные кандидатуры снялись с голосования. По оценкам экспертов, процедура выборов мэра может затянуться до осени 2017 года.

Минус №2. Судебные процессы, оспаривающие новую систему избрания мэра Омска. Новую систему выборов, а значит и легитимность возможного избрания Двораковского, оспаривает региональное отделение КПРФ, пытаясь опротестовать её в областном суде. Обком КПРФ недоволен тем, что до участия в конкурсе не был допущен их однопартиец В. Жарков. Учитывая сильные позиции КПРФ в регионе, можно предположить, что градус политической активности основных оппонентов при раскрутке данной темы будет только повышаться. Тема – отличный предмет для торга между партией власти и коммунистами, в том числе за будущий расклад портфелей (комиссии и комитеты) в горсовете.

Минус №3. Пожилой возраст действующего главы. В августе 2017 года действующему мэру исполняется 68 лет. Если в 2012 году избирателям еще как-то можно было объяснить приход 63-летнего В. Двораковского во власть, например, на один срок, то в 2017 году аргументов, объясняющих, зачем Двораковскому работать до 73 лет – достаточно мало. Учитывая общий кадровый тренд на обновление, приход в исполнительную власть молодых управленцев, возраст главы – серьёзная проблемная зона. Возможный лейтмотив выдвижения на новый срок – продолжить начатое? Если так, то надо показать достижения и успехи, которые необходимо отразить в риторике образа будущего, и, соответственно, учесть этот аспект при формировании имиджевого и программного позиционирования действующего главы.

Есть и плюсы. Это прекращение «войны» между областным и муниципальным уровнями власти. Двораковский является компромиссной фигурой. Ему удалось прекратить 15-летний конфликт между уровнями власти в регионе. Это серьёзный аргумент в пользу выдвижения действующего главы. Вполне вероятно, фактор «примирения элит» в непростом регионе может быть сигналом для федерального центра сделать ставку на фигуру Двораковского.

Другой «козырь» — крупный инфраструктурный проект. Мэры трех городов: Красноярска, Челябинска и Омска – обратятся в Правительство РФ с просьбой о выделении средств на окончание строительства городских метрополитенов. Метро – хорошая «программная фишка» для главы, стратегический проект для качественного развития городской инфраструктуры.

Результаты количественных и качественных социологических исследований свидетельствуют, что жители к заслугам мэра относят: дорожное строительство и улучшение состояния центральных магистралей города. Жители отмечают уменьшение очередей в детские сады (особенно в новых микрорайонах города). Для избирателей заметна программа капитального ремонта домов и объектов социальной инфраструктуры. Личная популярность мэра у населения города во многом связана с предыдущим блоком. Но поскольку теперь выбирает специальная комиссия, а не избиратели, то во многом ресурс избрания Двораковского находится в другой плоскости. В сфере межэлитных отношений (выстраивание диалога с партийно-политическими и бизнес-группами влияния) и лоббистских возможностей, в том числе по линии контактов с федеральным центром.