Региональные выборы-2018

Нет интриги, нет активности, нет интереса – отметил в интервью порталу «Региональные комментарии» генеральный директор агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа» Игорь Даченков, оценивая предстоящую выборную кампанию на уровне регионов:

- Прогнозы экспертов о низкой явке в Единый день голосования 9 сентября вполне оправданы. Фактор повторных выборов, безусловно, играет свою роль, но не является основополагающим. Активность избирателей традиционно ниже на выборах регионального уровня, чем на местных или федеральных (президентских), поскольку интерес к ним заведомо меньше. Кроме того, налицо определенная усталость населения от выборной процедуры в России вообще. Выборы все больше превращаются в протокольное мероприятие, к сожалению, девальвируется сам институт прямой демократии.

Обусловлено это, прежде всего, тем, что избирательные кампании проходят не в условиях нормальной политической конкуренции, а являются своеобразным референдумом по легитимизации врио руководителя того или иного региона, который утверждается в Кремле. Нет интриги, нет активности, нет интереса. Все заранее известно. Основной кандидат и его спарринг-партнеры. Отсюда низкая электоральная активность избирателей, отсутствие мотивации, установка на то, что результат и так будет известен. С возвратом института выборов губернатора только один раз административная машина дала осечку – в Иркутской области, где был второй тур и во втором туре победил оппозиционный кандидат. Во всех остальных случаях всегда победителями в первом туре становились ранее назначенные врио.

Конечно, низкая явка создает благоприятные условия для кандидатов от власти. Летний период, сезон отпусков, низкая информационная активность в условиях управляемости медийного поля. Самое главное, что низкая явка, похоже, уже давно перестала быть головной болью для центральной власти: она не воспринимается как угроза легитимности избранного руководителя территории. Тактически этот подход выигрышный, но вот статегически в перспективу таит в себе угрозы.

Очевидно, что информационно-агитационная кампания в регионах будет носить фоновый характер. Акцент, как всегда, будет сделан на мобилизационные технологии. Электоральная база кандидатов от власти традиционна: чиновники, бюджетники, военнослужащие и члены их семей. Главная задача – привести на избирательные участки в День голосования «своих» – зависимых и лояльных.

Сценарий перехвата протестной повестки лидерами оппозиции возможен, но в сложившихся условиях квазивыборов сложно реализуем. Ресурсная база оппозиционных сил крайне слаба и разобщена.