Ре­фор­ма дав­но на­зре­ла

Реформа институтов развития – это уход из «системы кормления» чиновников. Своим мнением генеральный директор агентства массовых коммуникаций «Регион медиа» Игорь Даченков поделился на пор­та­ле «Ре­ги­о­наль­ные ком­мен­та­рии».

Ре­фор­ма так на­зы­ва­е­мых ин­сти­ту­тов раз­ви­тия дав­но на­зре­ла. За по­след­ние 15 лет было со­зда­но несколь­ко де­сят­ков ин­сти­ту­ций, за­ча­стую с ту­ман­ным функ­ци­о­на­лом и без чет­ко­го по­ни­ма­ния це­лей и за­дач ра­бо­ты. Мно­гие из них пе­ре­се­ка­лись по на­прав­ле­ни­ям де­я­тель­но­сти, ба­наль­но дуб­ли­ро­ва­ли их. Во мно­гом за кра­си­вой вы­вес­кой скры­ва­лась про­сто си­не­ку­ра для «корм­ле­ния» от­став­но­го чи­нов­ни­ка, ко­то­рый на­хо­дил­ся в ор­би­те вли­я­ния опре­де­лен­ной по­ли­ти­че­ской или фи­нан­со­во-про­мыш­лен­ной груп­пы ин­те­ре­сан­тов.

Ад­ми­ни­стра­тив­ная ре­фор­ма ин­сти­ту­тов раз­ви­тия – пер­вая зна­чи­тель­ная, мас­штаб­ная ре­фор­ма пре­мье­ра Ми­ха­и­ла Ми­шу­ст­и­на. Воз­мож­но, что она даст старт даль­ней­шим из­ме­не­ни­ям си­сте­мы го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния в кон­тек­сте на­чав­ше­го­ся тран­зи­та вла­сти.

Эту ре­фор­му, в ре­зуль­та­те ко­то­рой про­ис­хо­дит пе­ре­рас­пре­де­ле­ние функ­ци­о­на­ла боль­шей ча­сти ин­сти­ту­тов раз­ви­тия меж­ду фе­де­раль­ны­ми ми­ни­стер­ства­ми и госкор­по­ра­ци­ей ВЭБ.РФ, мож­но рас­смат­ри­вать в несколь­ких ас­пек­тах:

– как ре­аль­ное по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти ра­бо­ты гос­ап­па­ра­та че­рез рас­пре­де­ле­ние функ­ци­о­на­ла, со­кра­ще­ние ап­па­ра­та и оп­ти­ми­за­цию фи­нан­со­вых по­то­ков;

– как зна­чи­тель­ное уси­ле­ние быв­ше­го вице-пре­мье­ра, а ныне гла­вы ВЭБ Иго­ря Шу­ва­ло­ва, под кры­ло ко­то­ро­го пе­ре­хо­дят се­рьез­ные ор­га­ни­за­ци­он­ные и ма­те­ри­аль­ные ре­сур­сы, что укреп­ля­ет его ста­тус. По сути, ВЭБ ста­но­вит­ся си­сте­мо­об­ра­зу­ю­щим ин­ве­сти­ци­он­ным и ин­но­ва­ци­он­ным цен­тром стра­ны, а его гла­ва – глав­ным мо­де­ра­то­ром в по­вест­ке на­ци­о­наль­но­го раз­ви­тия;

– в по­ли­ти­че­ском ас­пек­те про­ис­хо­дит ро­ле­вая и ста­тус­ная пе­ре­за­груз­ка – пе­ре­рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов сре­ди групп вли­я­ния. Во мно­гом ре­фор­ма – это по­пыт­ка уйти от пер­со­на­ли­за­ции ин­сти­ту­тов раз­ви­тия, ко­гда каж­дый из них со­зда­вал­ся ис­кус­ствен­но под кон­крет­ную лич­ность, а фи­нан­со­вый ре­сурс слу­жил «кор­мо­вой ба­зой». Без­услов­но, это сни­жа­ет фак­тор кор­руп­ци­он­но­го дав­ле­ния. Бо­лее того, ре­фор­ма на­но­сит удар по ста­рым груп­пам вли­я­ния, ко­то­рые на про­тя­же­нии мно­гих лет кон­тро­ли­ро­ва­ли вы­ше­ука­зан­ные ин­сти­ту­ты раз­ви­тия. На мой взгляд, вряд ли они (и не толь­ко они) смо­гут ока­зать се­рьез­ное со­про­тив­ле­ние по ходу ре­а­ли­за­ции ре­фор­мы;

– глав­ным бе­не­фи­ци­а­ром ре­фор­ма­ции яв­ля­ет­ся сам пре­мьер-ми­нистр. В слу­чае ее успеш­но­го за­вер­ше­ния/​про­ве­де­ния Ми­шу­ст­ин уси­ли­ва­ет свое по­ли­ти­че­ское вли­я­ние и де­мон­стри­ру­ет эли­там, что спо­со­бен ре­а­ли­зо­вы­вать свои мас­штаб­ные ини­ци­а­ти­вы;

– вли­я­ние на ре­ги­о­наль­ную по­ли­ти­ку бу­дет не столь су­ще­ствен­ным, по­сколь­ку ин­сти­ту­ты раз­ви­тия – это пре­жде все­го фе­де­раль­ный уро­вень вла­сти. Несо­мнен­но, мно­гие из них за годы сво­ей ра­бо­ты «об­рос­ли» тер­ри­то­ри­аль­ной ин­фра­струк­ту­рой в рос­сий­ских ре­ги­о­нах, от­кры­ли ре­ги­о­наль­ные под­раз­де­ле­ния со сво­им шта­том и бюд­же­том. В этом смыс­ле про­цесс кон­со­ли­да­ции их функ­ци­о­на­ла под эги­дой ВЭБ или про­филь­ных фе­де­раль­ных ми­ни­стерств дол­жен при­ве­сти к оп­ти­ми­за­ции и раз­бю­ро­кра­чи­ва­нию, что в ко­неч­ном ито­ге ста­нет плю­сом для всей си­сте­мы го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния.