«Новая искренность 2.0»

Ге­не­раль­ный ди­рек­тор Агент­ства мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций ООО «Ре­ги­он Ме­диа» Игорь Да­чен­ков и ди­рек­тор по ре­ги­о­наль­ным про­ек­там ООО АМК «Ре­ги­он Ме­диа» Алек­сей Или­ка отметили в интервью пор­та­лу «Ре­ги­о­наль­ные ком­мен­та­рии», что парадигма новой искренности трансформировалась, можно говорить о «новой искренности 2.0».

Как по­ка­зы­ва­ют ко­ли­че­ствен­ные и ка­че­ствен­ные со­цио­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния, в об­ще­стве сфор­ми­ро­вал­ся чет­кий за­прос на па­тер­на­лист­скую мо­дель по­ве­де­ния, ко­гда из­би­ра­те­ли пре­жде все­го от­но­сят­ся к гу­бер­на­то­ру как к че­ло­ве­ку, ко­то­рый смо­жет за­щи­тить их на фоне рез­ко­го ухуд­ше­ния эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ции и дру­гих «тур­бу­лент­ных» со­бы­тий. Если пять лет на­зад в об­ще­стве был по­пу­ля­рен за­прос на раз­ви­тие, то вес­ной это­го года на фоне пан­де­мии слу­чил­ся от­кат к за­про­су на ста­биль­ность. В свя­зи с этим в об­ще­стве при­об­рел по­пу­ляр­ность об­раз за­щит­ни­ка, по­сколь­ку он от­ве­ча­ет ос­нов­ной ин­тен­ции элек­то­ра­та.

На­при­мер, в ходе из­би­ра­тель­ной кам­па­нии гу­бер­на­то­ра Ко­стром­ской об­ла­сти Сер­гея Сит­ни­ко­ва од­ной из глав­ных за­дач ста­ло раз­ви­тие стра­те­ги­че­ско­го ими­джа, яд­ром ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся об­раз «отца род­но­го». Об­раз не вы­ду­ман­ный. Ре­аль­ный Сит­ни­ков. Важ­но было под­черк­нуть, ак­цен­ти­ро­вать вни­ма­ние на этой ха­рак­те­ри­сти­ке ко­стром­ско­го гу­бер­на­то­ра. К тому же та­кой об­раз аутен­ти­чен мен­та­ли­те­ту мест­но­го на­се­ле­ния, по­сколь­ку Ко­стром­ская об­ласть все­гда была до­ста­точ­но кон­сер­ва­тив­ным ре­ги­о­ном, ко­то­рый не при­ни­мал «ва­ря­гов» и ори­ен­ти­ро­вал­ся на тра­ди­ци­он­ные укла­ды. На фоне пан­де­мии об­раз «отца род­но­го» стал флаг­ма­ном всей из­би­ра­тель­ной кам­па­нии Сит­ни­ко­ва.

Без­услов­но, для во­пло­ще­ния по­доб­но­го об­ра­за необ­хо­ди­мо об­ла­дать со­от­вет­ству­ю­щи­ми внеш­ни­ми дан­ны­ми и внут­рен­ни­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми. Гу­бер­на­то­рам-«ва­ря­гам» слож­но за­хо­дить в ре­ги­о­ны с аутен­тич­ной сред­не­рос­сий­ской аурой, если их био­гра­фия ни­как не свя­за­на с дан­ным ме­стом, а если они не вы­гля­дят до­ста­точ­но вну­ши­тель­но и не об­ла­да­ют на­вы­ка­ми пуб­лич­ных ком­му­ни­ка­ций, то об­раз «за­щит­ни­ка» к ним не при­ме­ним. Тот же гу­бер­на­тор Сит­ни­ков яв­ля­ет­ся спе­ци­а­ли­стом по мас­со­вым ком­му­ни­ка­ци­ям (что яв­ля­ет­ся до­ста­точ­но ред­ким яв­ле­ни­ем сре­ди гу­бер­на­то­ров) и об­ла­да­ет га­би­тар­ным ими­джем, по­это­му об­раз «отца род­но­го» яв­ля­ет­ся не вы­ду­ман­ным, а ор­га­нич­ным и со­от­вет­ству­ю­щим ожи­да­ни­ям жи­те­лей ре­ги­о­на.

Од­на­ко по­доб­ный об­раз в силу сво­ей бру­таль­но­сти мо­жет быть невос­тре­бо­ван­ным в кре­а­тив­ных и ин­тел­лек­ту­аль­ных ре­ги­о­нах, та­ких как Сверд­лов­ская или Но­во­си­бир­ская об­ла­сти, Крас­но­яр­ский край. При этом там мо­жет быть вполне по­пу­ля­рен мо­ло­дой тех­но­крат, спо­соб­ный со­от­вет­ство­вать об­ра­зу «за­щит­ни­ка» и про­яв­лять со­ци­аль­ную эм­па­тию по от­но­ше­нию к из­би­ра­те­лям. Со­пе­ре­жи­ва­ние в це­лом ста­но­вит­ся од­ним из ос­нов­ных ин­стру­мен­тов по­ли­ти­ков ре­ги­о­наль­но­го уров­ня. К про­яв­ле­ни­ям та­кой эм­па­тии мож­но от­не­сти «сле­зу Оси­по­ва» или «раз­во­рот Тексле­ра», ко­то­рые яв­ля­ют­ся эле­мен­та­ми па­ра­диг­мы под на­зва­ни­ем «но­вая ис­крен­ность».

Сама па­ра­диг­ма но­вой ис­крен­но­сти по­след­нее вре­мя в зна­чи­тель­ной мере транс­фор­ми­ро­ва­лась, в свя­зи с чем мож­но го­во­рить о па­ра­диг­ме «но­вая ис­крен­ность 2.0». По­ми­мо от­кры­то­сти, транс­па­рент­но­сти и ра­бо­то­спо­соб­но­сти, гла­вам ре­ги­о­нов важ­но про­яв­лять со­ци­аль­ную эм­па­тию и уметь со­пе­ре­жи­вать, в том чис­ле и пуб­лич­но. По­это­му дан­ные ка­че­ства долж­ны стать опре­де­ля­ю­щи­ми при под­бо­ре кан­ди­да­тов на по­зи­ции но­вых гу­бер­на­то­ров. Та­к­же вни­ма­ние нуж­но об­ра­щать на пси­хо­тип кан­ди­да­та, на­ли­чие у него мо­ти­ва­ции и внут­рен­ней ори­ен­та­ции на успех. Ко­гда же у кан­ди­да­та нет огня в гла­зах, то из­би­ра­те­ли чув­ству­ют фальшь.

На­ко­нец, необ­хо­ди­мо от­ме­тить, хотя пан­де­мия ока­зы­ва­ет зна­чи­тель­ное вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние по­ли­ти­че­ской по­вест­ки, в ре­ги­о­нах оста­ют­ся ба­зо­вые про­бле­мы: без­ра­бо­ти­ца, эко­но­ми­че­ский кри­зис, со­ци­аль­ный пес­си­мизм и так да­лее. Тем не ме­нее ко­ро­на­ви­рус мно­го­крат­но обост­рил эти про­цес­сы. В сле­ду­ю­щем се­зоне вы­бо­ры гу­бер­на­то­ров со­сто­ят­ся как ми­ни­мум в вось­ми ре­ги­о­нах, и имен­но с этой ослож­нен­ной по­вест­кой мы за­хо­дим в элек­то­раль­ный цикл 2021 года.