Игорь Даченков: Иркутский сценарий – двойной прецедент в новейшей истории губернаторских выборов

Вице-президент Общероссийского фонда перспективного планирования Игорь Даченков дал оценку результатам второго тура губернаторских выборов в Иркутской области в интервью порталу «Региональные омментарии. Победа кандидата на пост губернатора Иркутской области во втором туре, безусловно, позволяет сделать несколько принципиальных выводов:

Во-первых, федеральный центр заранее понимал вероятность подобного сценария (рост антирейтинга действующего губернатора под занавес избирательной кампании и противоположные тренд -рост электоральной поддержки Левченко) в первом туре и явно не препятствовал его реализации. Думаю, что на фоне аналогичной ситуации – проблемности преодоления 50-процентной планки сразу у четырех ИО глав регионов в Иркутской, Амурской, Омской областях и Республике Мари Эл в первом туре первая, ввиду очевидного провала, была, в какой-то мере, принесена в жертву на алтарь легитимности выборов как в трех выше указанных проблемных территориях (никаких сомнений и пересмотра), так и вообще всего губернаторского корпуса и Единого дня голосования.
Во-вторых, Иркутский сценарий – это двойной прецедент в новейшей истории губернаторских выборов в России. Первый прецедент – сам факт второго тура с участием действующего руководителя региона, второй прецедент – фиаско ИО губернатора во втором туре и победа оппозиционного кандидата. По сути, это первое практическое подтверждение реализации конкурентного сценария в противовес референдумному, о Которых так долго и нудно любят рассуждать представители экспертного сообщества.
В-третьих, политическое значение этого события, особенно в контексте предстоящей федеральной кампании по выборам в Государственную Думу России. Иркутский прецедент важен и ценен тем, что должен показать международной и внутрироссийской общественной аудитории, что избирательная кампания губернаторского корпуса может и вообще-то должна проходить в условиях честной и конкурентной борьбы с заранее непредсказуемым результатом. Вполне вероятно, что это может быть условный месседж для административной вертикали, а также для партийных структур (прежде всего правящей партии) о некой «перезагрузке» привычной электоральной модели в стране, а также о необходимости быть готовым к работе в новых условиях общественно-политической реальности, где выборы это реальная конкурентная борьба, а не ее имитация.

Что касается первых шагов/планов нового Губернатора Иркутской области, связанные с созданием коалиционного правительства, то они правильные, поскольку направлены на его политическую выживаемость и стабилизацию ситуации. Иркутская область всегда была сложным регионом в плане электоральной и политической обстановки. В последние годы проигрыш представителей партии власти в ряде муниципальных образований области кандидатам от КПРФ, «Справедливой России» (Братск, Усть-Илимск) которые пытались опереться на административный ресурс, стали сеандальным и частным явлением. Все, конечно, помнят чем эти победы по прошествии некоторого времени заканчивались для самих победителей: сменой политической ориентации и переходом в правящую партию, уголовными делами, сложением полномочий…Безусловно, возможности и политический вес избранного губернатора от оппозиции гораздо выше, чем у избранного мэра отдельно взятого города. Для Левченко сейчас, на пике популярности, Важно консолидировать элиты, не допускать роста протестных настроений населения, наладить конструктивный диалог с федеральным центром. В том числе Одна из ключевых задач нового губернатора – договориться с главой региональной столицы.

В современной России есть губернаторы, которые являются представителями системной оппозиции или же беспартийные. Яркий пример – губернатор от ЛДПР Островский в Смоленской области, который сумел наладить эффективное взаимодействие с другими политическими силами и Москвой, а также выстроить диалог с региональными элитами.

В любом случае ближайшие несколько месяцев покажут перспективы политической выживаемости нового губернатора Иркутской области.