Консалтинг в России: магия или осознанная необходимость?

…- Видите ли, у меня довольно редкая профессия. Я сыщик-консультант… В Лондоне множество сыщиков, и государственных и частных. Когда эти молодцы заходят в тупик, они бросаются ко мне, и мне удается направить их по верному следу. Они знакомят меня со всеми обстоятельствами дела, и я почти всегда могу указать им, где ошибка… Все это люди, попавшие в беду и жаждущие совета. Я выслушиваю их истории, они выслушивают мое толкование, и я кладу в карман гонорар… Понимаете, у меня есть специальные знания, которые я применяю в каждом конкретном случае. Они удивительно облегчают дело.

Артур Конан Дойль, «Этюд в багровых тонах»

…- Вот что, Миша, – зашептал поэт, оттащив Берлиоза в сторону, – он никакой не интурист, а шпион. Спрашивай у него документы, а то уйдет…

И поэт за руку потянул Берлиоза к скамейке.
Незнакомец стоял возле нее, держа в руках какую-то книжечку в темно-сером переплете, плотный конверт хорошей бумаги и визитную карточку.

- Извините меня, что я в пылу нашего спора забыл представить себя вам. Вот моя карточка, паспорт и приглашение приехать в Москву для консультации, – веско проговорил неизвестный, проницательно глядя на обоих литераторов.

Те сконфузились. «Черт, все слышал,» – подумал Берлиоз [...].

Отношения таким образом были восстановлены, и все трое снова сели на скамью.

- Вы в качестве консультанта приглашены к нам, профессор? – спросил Берлиоз.

- Да, консультантом.

- А у вас какая специальность? – осведомился Берлиоз.

- Я – специалист по черной магии.
«На тебе!» – стукнуло в голове у Михаила Александровича.
– И… и вас по этой специальности пригласили к нам? – заикнувшись, спросил он.

- Да, по этой пригласили, – подтвердил профессор и пояснил: – Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист.

М.А.Булгаков, «Мастер и Маргарита»


Консалтинг как магия

Как уже заметил внимательный читатель, профессия консультанта окружена таинственным ореолом не зря. Уж коль скоро «коллегами по цеху» оказались самые знаменитые (и, на первый взгляд, совсем не схожие) мистические персонажи прошлого века – Шерлок Холмс и Воланд – наверное, что-то в этом есть… Да и в истории масса свидетельств о «сакральности» профессии – с тех пор, как существуют государство, власть, политика, бизнес, сильные мира сего обращаются за помощью к носителям уникальных знаний. Даже при тоталитарных режимах – например, в восточных деспотиях – всегда существовала должность советника.

Однако технологичный ХХ век внес свои коррективы и в эту специфическую отрасль человеческой деятельности. Уже в 20-е годы на Западе стали повсеместно возникать фирмы, специализирующиеся именно на оказании консалтинговых услуг – в первую очередь, в финансовой и правовой сфере. В 50-60-е годы, которые называют «золотым веком консалтинга», этот высокоинтеллектуальный бизнес сложился в самостоятельный сегмент экономики. В настоящее время, по усредненным оценкам, в сфере консалтинга в мире работает около 700 тыс. человек и производится услуг ежегодно на сумму свыше 50 млрд долларов США.

Изданный Европейской федерацией консалтинговых организаций (FEACO) официальный справочник-указатель насчитывает 104 разновидности консалтинговых услуг по 8 направлениям:

- общий менеджмент (в том числе стратегическое планирование, управление качеством, кризисное управление – всего 20 разновидностей услуг);

- администрирование (анализ документооборота, регулирование рисков и др.);

- финансовое управление (включая налогообложение);

- производство;

- информационные технологии;

- управление кадрами;

- маркетинг (в том числе реклама, связи с общественностью, исследования и прогнозирование – всего 14 разновидностей, включая политический консалтинг);

- специализированные услуги (юридический консалтинг, обучающий консалтинг и др.).

Однако российский консалтинг, как водится, имеет свою национальную специфику. В первую очередь, весьма юный возраст – около 20 лет – и сопутствующие ему болезни роста. Одной из самых распространенных как раз и стал пресловутый «мистический флер», который нередко стремились придать своей профессии не самые добросовестные «пионеры российского консультирования».

Коллеги Остапа Бендера в России не переводились никогда, но особенно много их расплодилось в 90-е годы, и консалтинговый бизнес, как не требующий особых вложений, стал активно осваиваться предприимчивыми личностями, которые вместо специальных знаний предлагали клиентам разного рода рецепты вечного процветания. Консалтинг 90-х обещал поистине феерические возможности с применением самых различных «методик»: от НЛП до агни-йоги вперемешку с психотренинговыми практиками и беспроигрышными «стратегиями личного обогащения».

Интересно, что некоторые из этих псевдопрофи дожили аж до «тучных нулевых». Откровенных шарлатанов на рынке к тому моменту почти не осталось, но все еще немал был удельный вес оборотистых «специалистов по освоению бюджетов», а отнюдь не по оказанию качественных консалтинговых услуг.

«Очистительное дыхание кризиса», как считает большинство представителей профессионального сообщества, придаст серьезный импульс развитию консалтинга в России. Эпоха случайных людей закончилась, они, что называется, переквалифицировались в управдомы. Да что там – даже некоторые «бренды» отправились на заслуженный отдых… Резко возросли требования к уровню профессионализма консультантов, их умению ориентироваться в быстро меняющихся условиях и предлагать адекватные насущным задачам решения. А значит, отечественный консалтинг имеет все шансы стать тем, чем он должен являться – высокоинтеллектуальным, инновационным, перспективным бизнесом.

Консалтинг как осознанная необходимость

В 2001 году при непосредственном участии автора материала проводилось масштабное исследование российского рынка консалтинга. Было проведено более 50 экспертных интервью с топ-менеджерами компаний из различных секторов экономики. Если вкратце обобщить эти результаты, то можно отметить следующее.

Во-первых, структура самого рынка на тот момент находилась в стадии формирования. Чаще других респонденты упоминали финансовые, юридические и налоговые услуги, оценочную деятельность и аудит. Представление об управленческом и маркетинговом консалтинге, при достаточном количестве упоминаний, отличалось размытостью. Во-вторых, налицо был так называемый «несформулированный запрос» – при осознании необходимости привлечения консультантов для решения проблем бизнеса большинство потенциальных заказчиков не вполне представляло, чего именно они вправе ожидать от этих консультантов. В-третьих, значительная часть респондентов, столкнувшись с непрофессионалами (о чем говорилось выше) выражала сомнение в перспективах отечественного консалтинга как такового. Впрочем, и к западным консалтинговым компаниям интерес проявляли немногие – в основном из-за дороговизны услуг.

За истекшее десятилетие ситуация изменилась весьма существенно. Конечно, о наступлении «золотого века» консалтинга в России говорить пока рано. Но если учесть, что объем рынка с 2001 по 2008 год вырос со 185 млн до 3 млрд долларов[1], а в 2010 году вплотную приблизился к докризисному (причем падение составило в среднем 10-15% – значительно меньше ожидаемого), то можно констатировать, что отечественный бизнес сказал консалтингу твердое «да».

Бесспорно и то, что в целом сложилась структура отрасли. Наибольшая доля рынка, как и на Западе, сегодня приходится на IT-консалтинг – услуги в области системной интеграции и управленческих решений составляют свыше 50% (по сравнению с 30% в 2001 году). Финансовый консалтинг, аудит и оценка в сумме дают  около 30% рынка, причем этот сегмент продемонстрировал завидную устойчивость во время кризиса. Несколько снизилась доля юридического консалтинга – с 10 до 6%, но внутри сегмента большинство игроков также чувствуют себя достаточно стабильно. Значительно утратил позиции управленческий консалтинг (в терминологии «Эксперт РА» – стратегическое планирование и организационное развитие) – с 13% в 2001 году до 3% в 2010-м, при этом планомерное снижение происходило и в «тучные годы». В среднем по 2-3% рынка в течение всего десятилетия приходилось на консалтинг в области управления персоналом, производства и маркетинга, однако именно эти сегменты больше всего пострадали во время кризиса.

Какова же общая ситуация на рынке и чего нам ждать в дальнейшем от российского консалтинга? Во-первых, значительно выросла компетентность заказчиков, и ей нужно соответствовать. Прошли те времена, когда консультантам доверялись, «закрыв глаза». Сегодня любая консалтинговая компания, даже самая именитая, должна постоянно доказывать свою профессиональную состоятельность. Более того, весьма распространены следующие подходы: одновременное привлечение нескольких подрядчиков под разные, а иногда и под одно конкретное направление работы, максимальное использование собственных ресурсов, инкорпорирование отдельных специалистов в систему управления компании-заказчика и т.д.

Во-вторых (как следствие), бюджеты проектов становятся более детализированными, зачастую требуется показать отдачу буквально на каждый вложенный рубль. С другой стороны, заказчик заинтересован в более длительных отношениях с консультантом, последнего рассматривают не как постороннего советчика, а как долговременного партнера.

В-третьих, всеобщая компьютеризация создает целый ряд новых возможностей не только для IT-индустрии, но и для других сегментов консалтингового рынка. Отдельные бизнес-решения могут быть реализованы для клиентов по типу «конструктора», рекомендации для персонала и обучающие программы свернуты в электронные кейсы и т.д.

[1] Без учета доли международных компаний «большой четверки», которые также заняли свою нишу на российском рынке.

Консалтинг – точки роста

Сложившаяся структура и растущая конкуренция диктуют неизбежное повышение профессиональных стандартов. Здесь можно отметить интересную тенденцию. С одной стороны, консалтинг (несмотря на приток молодых интеллектуалов) перестал быть «бизнесом в коротких штанишках». Всем стало очевидно, что профессия консультанта – профессия второй половины жизни, она требует серьезного образования, уникальных знаний, весомого опыта. По выражению английского экономиста К.Макхэма, «консалтинг – это армия, в которой самый младший чин – полковник». С другой стороны, часть мэтров профессии ушла с рынка (например, на преподавательскую работу), освободив пространство для своих учеников – тем, кому сегодня примерно от 30 до 45. Интенсивная ротация кадров – это, без сомнения, позитивный процесс. Потому что главная задача, стоящая сегодня перед российскими консультантами – это создание принципиально новых продуктов.

Сегодня налицо (особенно в тех сегментах консалтинга, которые больше всего пострадали от кризиса) процесс «выгорания брендов», как понятийных, так и фирменных. Первое легко проиллюстрировать на примере из HR: еще лет 5 назад на пике моды по обучению персонала был коучинг, потом интенсивно продвигали медиацию, теперь в моде вебинары… На втором стоит остановиться подробнее.

Мы, конечно, далеки от того, чтобы безоговорочно доверять различным рейтингам. Но стоит отметить, что, к примеру, в сфере маркетингового консалтинга ТОР-10 в последние 5 лет ежегодно обновляется чуть ли не на 70%. В сфере стратегического консалтинга и управления персоналом ситуация более стабильная, но и здесь устойчиво держатся «в десятке» не более половины брендов.

Ситуация объясняется достаточно просто. В момент кризиса компании лихорадочно сокращали все «непроизводственные» издержки. Но необходимость в стратегических разработках, программах по поддержке персонала – и, уж тем более, в продвижении собственной продукции – никуда не делась. Поэтому многие игроки рынка вынуждены был перейти от услуг брендовых агентств к услугам отдельных специалистов-консультантов. Это привело к тому, что фрилансеры потеснили старые крупные агентства, стоимость услуг которых достаточно высока, а качество работы порой оставляет желать лучшего. Конечно, крупные консалтинговые компании – это уже сложившиеся комплексы, «заточенные» под решение разноплановых задач, это опыт и наработанные технологии. Однако команда специалистов (некоторые из которых в период кризиса создали собственные фирмы) чаще всего готова работать за более скромные гонорары, при этом выполняя поставленные задачи на высоком профессиональном уровне.

Стоит отметить и еще одну общую тенденцию. На рынке консалтинга возрастает потребность в «дженералистах»: этот популярный термин обозначает консультантов, которые способны трудиться над решением конкретных проблем, не упуская из виду общую цель компании-заказчика и учитывая, что этой цели можно достичь различными путями. Преимущество дженералистов становится все более очевидным по сравнению со  специалистами-предметниками, которые досконально знают свой сегмент, но не умеют увязывать его с общей стратегией развития фирмы. А поскольку рынок консалтинга готов к переходу в новое качество, уместно вспомнить общую  теорию  систем Берталанфи. Чтобы  изменить  систему, необходимо  менять  не  один  или  несколько  элементов, которые априори не  приживутся, а  будут  либо  поглощены  этой  системой  и  станут  ее  частью, либо  будут  этой  системой  отвергнуты.

Это позволяет консультантам в сфере маркетинга и стратегического управления, как минимум, с оптимизмом смотреть в будущее. Ведь, если  говорить  о  бизнес-среде, то  за  последнее  десятилетие в  сознании  российского  бизнеса произошли  кардинальные  изменения  в  понимании  необходимости  увязывания маркетинговых  коммуникаций,  связей с  общественностью и других элементов «гуманитарной структуры» кампании с общей стратегией ее развития. Именно в  последние  годы мы наблюдаем переход  количества в  качество – корпоративную эволюцию  в сторону системного управления деловой репутацией, формированием и  продвижением имиджа компании, реализации бизнес-проектов  с  высокой  степенью социальной  ответственности  и  т.д. А значит, можно с уверенностью сказать: Его Величество Кризис  многие  по  праву  называют эпохой  новых  возможностей.